Цифровые финансовые активы обращаются на российском рынке уже год. Начавшись с небольших и коротких тестовых выпусков, к настоящему времени они уже стали вполне обычными рабочими инструментами, и к началу 2023 года механизм рынка ЦФА уже работал достаточно стабильно.
К концу июля 2023 года операторы ИС осуществили более 80 выпусков ЦФА на общую сумму около 20 млрд руб. Однако рынок не выглядит сбалансированным: лишь на один выпуск может приходиться 15 млрд руб. Обычными стали выпуски на сотни миллионов рублей. Больше половины выпусков имеют срок, превышающий три месяца.
Наиболее активный интерес к рынку проявляют финансовые организации (кредитные организации, лизинговые и факторинговые компании), причем в разных качествах — как операторы, эмитенты и инвесторы. Проявляют интерес к ЦФА и девелоперы: семь из них выступили эмитентами. В ряде случаев стоимость ЦФА была привязана к стоимости недвижимости.
Среди эмитентов были те, кто имеет опыт размещения облигаций. При этом было отмечено, что инвесторы склонны приобретать ЦФА на небольшие сроки с более высокой доходностью, чем облигации. Ряд площадок также протестировали обращение «золотых» ЦФА — привязанных к стоимости драгоценных металлов.
Но самое интересное и важное на рынке ЦФА в этом году еще впереди — это перспектива появления в качестве операторов, в том числе обмена, двух ключевых российских бирж, чья роль в обмене может стать особенно важной. Это позволит повысить информированность клиентов об инструменте и наполнить рынок ликвидностью.
Это прокомментировал Председатель Комиссии по ЦФА Совета ТПП РФ Олег Ушаков: «Сегодня Банк России включил в реестр первого оператора обмена цифровых финансовых активов – Московскую биржу. Данное событие может стать важной вехой на пути развития рынка ЦФА в России. Можно предположить, что вскоре инвесторы, зарегистрированные на разных платформах, начнут взаимодействие между собой в отношении купли-продажи ЦФА.
Точно ли это будет? Покажет время. Зависит от того, как будут строиться бизнес-модели операторов информационных систем по выпуску ЦФА, а также решаться технические вопросы.
Будут ли ЦФА отличаться от классических ценных бумаг? Опять же, зависит от рынка. Действительно, первое время рынок ЦФА во многом повторял, прежде всего, облигации. Однако интерес к нему, на мой взгляд, во многом будет зависеть от инновационности предлагаемых решений – как технического, так и юридического плана. ЦФА должен предлагать продукт – удобный в использовании, а также выгодный и интересный как для эмитента, так и для инвестора».
Кирилл Косминский, директор АОИП (Ассоциации краудфандинга) отметил, что «активные выпуски цифровых активов связаны и с немаленьким числом лицензий на этом рынке крупных финансовых структур (которым нужно как минимум выполнять бизнес план по бизнес модели и числу выпусков), так и с тем, что выпуск занимает очень сжатые сроки и тем самым конкурентоспособность такой формы привлечения финансирования существенно возрастает.»
При подготовке публикации использованы материалы: https://www.kommersant.ru/doc/6125590
- Ассоциация операторов инвестиционных платформ