Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) совместно с Фондом Росконгресс провели исследование на тему «Будущее денег», результаты которого были представлены на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2025). В числе ведущих российских экспертов по цифровому рублю в исследовании принял участие Станислав Шилов, директор по развитию продуктов Центра цифровых решений компании BSS.
В рамках подготовки к ПМЭФ-2025 ВЦИОМ и Фонд Росконгресс изучили готовность общества и бизнеса к цифровому рублю и выпустили аналитический доклад. Внедрение цифрового рубля сопровождается различными мифами, которые исследователи попробовали подтвердить или опровергнуть. На вопросы ВЦИОМ в рамках исследования ответили более 1,6 тыс. респондентов (представители банков, бизнеса и научного сообщества). Также был проанализирован большой объем публичных отечественных и зарубежных источников по теме исследования. Кроме того, были проведены интервью с 9 ведущими экспертами по цифровому рублю, в числе которых на вопросы интервьюеров отвечал Станислав Шилов, директор по развитию продуктов Центра цифровых решений компании BSS.
«Доклад будет полезен представителям банков, бизнеса и научному сообществу, поскольку авторы подробно рассмотрели роль цифрового рубля в экономике современной России. Также исследование стало отличной площадкой для рассуждений и обменом экспертизой насчет цифровой валюты, вызывающей пристальное внимание общества», — прокомментировал свое участие Станислав Шилов.
Россия — одна из немногих стран, активно идущих по пути развития цифровой валюты. Двухлетний пилотный проект по цифровому рублю объединил 15 банков и более 2,5 тыс. потребителей, и в сентябре 2026 года перейдет в стадию массового внедрения. По данным ЦБ РФ, в рамках пилота было проведено около 25 тыс. операций с цифровыми рублями, включая переводы между физическими лицами и оплату товаров и услуг в торговых точках.
Цифровой рубль гарантирован Банком России, и может выступать как средством платежа, так и средством сбережения в отличии от криптоактивов (оплата криптовалютой исключается российским законодательством). Цель внедрения цифровой валюты — повысить эффективность платежной системы за счет сокращения издержек для бизнеса и населения (отсутствие необходимости платить комиссию банкам за транзакции), ускорения расчетов и оптимизации трансграничных платежей. Еще цифровой рубль позволит усилить контроль за транзакциями и налогами. В исследовании Станислав Шилов объяснил, как цифровой рубль поможет повысить прозрачность рыночных отношений: «Это контроль целевого расходования средств. Есть, например, значимый инфраструктурный проект, на него выделяется субсидия. Проект выполняет подрядчик, у него работает субподрядчик. В случае, если расчёты делаются в цифровых рублях, то вся цепочка расходования средств по проекту прозрачна и понятна».
Согласно опросу, проведенному в рамках исследованию, более 35% респондентов интересуются темой «Цифрового рубля», однако 40% — не видят преимуществ в использовании технологии. Представители российского бизнеса, по комментариям экспертов, относятся к появлению цифрового рубля также с двойственной тональностью — с интересом и настороженностью.
«Сейчас, если бизнес держит средства в разных банках, то перевод из одного банка в другой, во-первых, не моментален, он идет некоторое время, во-вторых, с него взимается комиссия. В случае с цифровым рублём у бизнеса появляется некий единый кошелёк, который развязан с разными банками, существует в Банке России», — резюмировал Станислав Шилов.
С другой стороны, бизнесу предстоит адаптация к новым условиям и частичное обновление технологической инфраструктуры. Некоторые участники финансового рынка с большим опасением оценивают перспективу внедрения цифрового рубля. Станислав поделился, как распространение цифрового рубля влияет на банки:
«Для банков цифровой рубль представляется пока исключительно как некая общественно-социальная нагрузка. Во-первых, когда клиент переводит обычные безналичные рубли в цифровые, в банке автоматически происходит отток ликвидности. То же самое, как если бы вкладчик просто забрал свои деньги. Второе, поскольку цифровой рубль живёт в Банке России, он не может использоваться ни в каких процентных продуктах».
Готовность населения использовать цифровой рубль постепенно растет, однако успех массовой адаптации зависит от эффективной коммуникации с населением. Учитывая низкую осведомленность о реальных преимуществах цифрового рубля, на данном этапе важно усилить информационно-разъяснительную кампанию, направленную на формирование четкого представления о его функциональных особенностях и практических выгодах для каждой целевой аудитории. Особенно важно подчеркнуть надёжность государственной поддержки и простоту использования нового формата денег. Станислав Шилов спрогнозировал, когда цифровой рубль будет полноценно интегрирован в финансовую систему:
«Скорее, эта история про 2027 - 28-й год. И мне кажется, что так даже лучше, потому что позволит эффективней подготовиться. В том числе проработать те сферы, где цифровой рубль может быть применим. Например, сейчас идет тестирование цифрового рубля в бюджетной системе Российской Федерации, то есть казначейство экспериментирует с его использованием. Соответственно, если это произойдёт, то совмещать такие эксперименты с широкой эксплуатацией, наверное, можно, но лучше сначала провести эксперименты, а потом выводить в тираж».